Аналитика и мероприятия UPPERCASE

Арбитражный процесс в Казахстане

Арбитражный процесс в Казахстане – это важный инструмент разрешения споров, который привлекает внимание как местных, так и зарубежных сторон. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты арбитражного процесса в Казахстане, включая арбитражное соглашение, расходы, связанные с разрешением спора в арбитраже, отмену арбитражного решения и приведение в исполнение арбитражных решений.

Основное понятие об арбитражном соглашении

Арбитражное соглашение - письменное соглашение сторон о передаче на рассмотрение в арбитраж спора, который возник или может возникнуть из гражданско-правовых отношений. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Оно считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в виде арбитражной оговорки в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, факсами, электронными документами или иными документами, которые определяют субъектов и содержание их волеизъявления.

Спор может быть передан на рассмотрение арбитража при наличии заключенного между сторонами арбитражного соглашения. То есть, арбитражное соглашение устанавливает легальные и обязательные условия для передачи спора на рассмотрение арбитража. Без наличия такого соглашения, рассмотрение спора арбитражем становится невозможным Основанное на принципе автономии воли сторон, арбитражное соглашение отражает их желание выбрать механизм разрешения споров и определить условия, при которых они соглашаются на арбитражный процесс.

Согласно пункту 4 статьи 9 нового Закона об арбитраже, арбитражное соглашение должно включать в себя следующее:

  1. Явное выражение желания сторон передать спор на рассмотрение арбитражем.
  2. Определение конкретного объекта, который будет подлежать разбирательству в арбитражном процессе.
  3. Указание на конкретное арбитражное учреждение.
  4. Согласие уполномоченного органа соответствующей сферы или местного исполнительного органа, если это предусмотрено пунктом 10 статьи 8 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса, договор считается заключенным, когда стороны достигли согласия по всем основным условиям в необходимой форме, предусмотренной в соответствующих случаях. Передача спора на рассмотрение арбитража является объектом арбитражного соглашения. Следовательно, арбитражное соглашение должно содержать информацию, позволяющую однозначно определить арбитражный суд, в который стороны намерены передать уже возникший или возможно возникнувший спор.

Наименование арбитражного суда является ключевым элементом договора, поскольку оно определяет субъект соглашения. В связи с этим арбитражное соглашение должно содержать информацию, позволяющую однозначно определить конкретный арбитражный орган, который стороны выбирают для разрешения текущего или потенциального спора. Следовательно, среди всех элементов арбитражной оговорки наибольшее значение имеет указание выбранного сторонами арбитражного суда или таких характеристик, которые непосредственно уникальны для него и четко определяют его идентификацию. В случае отсутствия такой информации в арбитражном соглашении, а также если невозможно применить компенсирующие нормы (включая положения Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже), такое арбитражное соглашение считается недействительным.

Законность и недействительность арбитражного положения

Вопрос о законности арбитражного соглашения должен быть решен в соответствии с законодательством, на которое ссылаются стороны в самих условиях этого соглашения. В случае, если в арбитражном соглашении отсутствует указание на применимое право, суд при рассмотрении запроса о признании недействительности арбитражного решения определяет действительность или недействительность арбитражного соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно первой части статьи 10 Закона об арбитраже, суд, в который был подан иск, связанный с предметом арбитражного разбирательства, должен, если одна из сторон так запрашивает, направить стороны в арбитраж, если не установлено, что арбитражное соглашение недействительно, потеряло силу или не может быть исполнено. В этом случае суд (или судья) отклоняет иск с ссылкой на пункт 7 первой части статьи 152 или пункт 5 статьи 279 Гражданского процессуального кодекса. Для принятия решения о возврате иска или оставлении его без рассмотрения суду (или судье) необходимо установить, было ли подано заявление одной из сторон о направлении дела в арбитраж не позднее представления первого заявления по существу спора, а также рассмотреть вопросы о действительности арбитражного соглашения, его юридической силе и возможности его исполнения.

Необходимо различать случаи, когда арбитражное соглашение является недействительным, от ситуаций, когда оно утрачивает силу или неспособно быть исполненным. Примерами утраты силы арбитражного соглашения могут служить истечение срока его действия или наступление условия его отмены.

Невозможность исполнения арбитражного соглашения может проявиться, например, в ситуации, когда в его условиях предусмотрен постоянно действующий арбитражный суд, который к моменту возникновения спора уже прекратил свое существование.

Согласно принципу автономности арбитражного соглашения, отмена, изменение или признание недействительным основного соглашения не повлекут за собой прекращения, изменения или признания недействительности арбитражного соглашения.

Для определения подсудности арбитражу споров, в которых участвуют государственные органы, государственные предприятия и юридические лица, контрольный пакет акций (или доли участия в уставном капитале) которых находится в собственности государства, следует соблюдать следующие условия:

  • Спор должен быть гражданско-правовым.
  • Одной из сторон в споре должно быть физическое и (или) юридическое лицо.
  • Стороны должны заключить арбитражное соглашение.
  • Получено специальное согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли (для республиканского имущества) или местного исполнительного органа (для коммунального имущества).

При заключении арбитражных соглашений государственными органами, государственными предприятиями, юридическими лицами, контрольный пакет акций (или доли участия в уставном капитале) которых принадлежит государству на долю пятьдесят процентов и более, с нерезидентами Республики Казахстан такое согласие не требуется.

В случае заключения арбитражного соглашения государственным органом, который может являться уполномоченным органом соответствующей отрасли, необходимо руководствоваться законодательством, регламентирующим вопросы подчиненности государственных органов. Например, уполномоченным органом для министерства, в соответствии с Конституцией и Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV "О государственном имуществе", является Правительство Республики Казахстан.

Важно учитывать, что требование о получении согласия уполномоченного органа или местного исполнительного органа распространяется на все арбитражные соглашения, действующие на территории Республики Казахстан, независимо от их времени заключения.

Затраты, связанные с урегулированием конфликта в арбитражном процессе

Расходы, связанные с разрешением спора в арбитраже, включают:

  1. Гонорар арбитров.
  2. Расходы, понесенные арбитрами в связи с их участием в арбитражном разбирательстве, включая оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание.
  3. Суммы, выплачиваемые экспертам и переводчикам.
  4. Расходы, связанные с осмотром и исследованием письменных и материальных доказательств на месте их нахождения арбитража.
  5. Расходы, понесенные свидетелями.
  6. Расходы на услуги представителей сторон, в пользу которых вынесено арбитражное решение.
  7. Расходы на организационное и материальное обеспечение арбитражного разбирательства.

В постоянно действующем арбитраже размер гонорара арбитров определяется в соответствии с шкалой гонораров, предусмотренной регламентом данного арбитража. В случае отсутствия указания на фиксированный размер гонорара в регламенте, состав арбитража может определять его размер с учетом различных факторов, включая цену иска, сложность спора и время, затраченное на его рассмотрение.

В арбитраже для разрешения конкретного спора размер гонорара арбитров может быть определен по соглашению сторон или арбитражем самостоятельно в соответствии с процедурами, установленными для постоянно действующего арбитража.

В процессе разрешения спора в арбитраже расходы, связанные с этим, распределяются между сторонами в соответствии с соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения расходы распределяются пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям. Расходы на оплату услуг представителя стороны, в пользу которой было вынесено арбитражное решение, а также другие расходы, связанные с арбитражным разбирательством, могут быть по решению арбитража переложены на другую сторону, если соответствующее требование было предъявлено и удовлетворено арбитражем.

Арбитры имеют право требовать от сторон предоставления обеспечения расходов, понесенных ими в процессе разрешения спора в арбитраже. Они также могут потребовать обеспечение в отношении конкретных требований. В случае неисполнения одной из сторон требования предоставить обеспечение в установленный срок, другая сторона может предоставить полное обеспечение. В случае непредоставления необходимого обеспечения арбитры вправе прекратить разбирательство полностью или частично.

Арбитры могут использовать предоставленное обеспечение для покрытия своих расходов в процессе разбирательства. После того как арбитры урегулировали вопрос о своей компенсации в окончательном решении, и это решение может быть принудительно исполнено, арбитры имеют право получить оплату из обеспечения, если стороны не исполняют обязательства по оплате в соответствии с решением.

Соглашение о компенсации арбитрам, к которому стороны не присоединились совместно, считается недействительным. Сторона, предоставившая полное обеспечение, может согласиться на использование всего обеспечения арбитрами для компенсации их работы.

Споры, которые не подпадают под юрисдикцию арбитражного разбирательства

Согласно законодательству, арбитражные суды не рассматривают следующие виды споров:

  1. Споры, связанные с интересами лиц, не достигших совершеннолетия, а также лиц, признанных по решению суда или в соответствии с законом ограниченно дееспособными или недееспособными.
  2. Споры, касающиеся процессов реабилитации и банкротства.
  3. Споры между субъектами естественных монополий и их потребителями.
  4. Споры между государственными органами и субъектами, находящимися в квазигосударственном секторе.
  5. Споры, вытекающие из личных неимущественных отношений, не имеющих прямого отношения к имущественным вопросам.
  6. Споры, когда у государственных предприятий, а также у юридических лиц, в которых государство прямо или косвенно владеет пятьюдесятью процентами или более голосующих акций (долей участия в уставном капитале), отсутствует согласие уполномоченного органа на заключение арбитражного соглашения.

С учетом указанной нормы, не подлежат рассмотрению арбитражем споры, вытекающие из публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных и др.). Также не подлежат рассмотрению арбитражем споры, которые происходят из личных неимущественных отношений и не связаны с имущественными интересами, такие как иски о возмещении морального ущерба или защите чести, достоинства и деловой репутации, согласно пункту 2 статьи 141 Гражданского кодекса.

При определении юрисдикции арбитража в спорах, где участвуют государственные органы, государственные предприятия и юридические лица, контролируемые государством с долей в уставном капитале пятьдесят процентов и более, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Спор должен относиться к гражданско-правовым отношениям.
  2. Второй стороной в споре должно быть физическое и/или юридическое лицо.
  3. Стороны должны заключить арбитражное соглашение.
  4. Получено специальное согласие соответствующего уполномоченного органа (в случае республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в случае коммунального имущества).

При заключении арбитражных соглашений указанные выше организации могут не требовать согласия от нерезидентов Республики Казахстан.

Если арбитражное соглашение заключается государственным органом, который может рассматриваться как уполномоченный орган в соответствующей отрасли, необходимо руководствоваться нормами законодательства, определяющими структуру государственных органов. Например, в случае министерства, уполномоченным органом является Правительство Республики Казахстан.

Важно отметить, что требование о наличии согласия уполномоченного органа или местного исполнительного органа, установленное в пункте 10 статьи 8 Закона об арбитраже, распространяется только на арбитражные соглашения, заключенные после введения в действие соответствующего закона. Пункт 10 статьи 8 Закона об арбитраже содержит императивное требование о необходимости наличия согласия уполномоченного органа или местного исполнительного органа в отношении любого арбитража (постоянно действующего или созданного для рассмотрения конкретного спора), функционирующего на территории Республики Казахстан.

Принятие арбитражем окончательного решения и завершение разбирательства, а также возможность отмены этого решения.

Арбитражные решения основываются на выбранных сторонами нормах права и применяются соответственно. Если стороны не определили применимое право, то арбитраж определяет его с учетом коллизионных норм. В случае отсутствия соответствующих норм права, арбитраж руководствуется обычаями делового оборота. Если даже такие обычаи недоступны, то применяются аналогичные нормы права или общие принципы гражданского законодательства для разрешения споров.

После тщательного изучения обстоятельств дела, арбитраж принимает решение большинством голосов членов арбитража. Решение объявляется на заседании арбитража, если иное не установлено регламентом. Арбитраж может ограничиться лишь объявлением резолютивной части решения, с мотивированным обоснованием, направляемым сторонам в течение десяти календарных дней. Арбитр, не согласный с решением большинства, имеет право изложить свое особое мнение, которое также предоставляется сторонам для ознакомления. При необходимости арбитраж может отложить принятие решения и созвать стороны на дополнительное заседание. Арбитражное решение считается принятым на месте разбирательства и вступает в силу с момента подписания его арбитром (арбитрами).

Арбитражное решение оформляется в письменной форме и подписывается арбитрами, либо единоличным арбитром. Если разбирательство проводилось коллегиально и отсутствует подпись какого-либо арбитра, указывается причина отсутствия. Решение может остаться без подписи арбитра, высказавшего особое мнение, которое прилагается к решению.

Арбитражное решение должно содержать следующие данные:

  • Дата принятия решения.
  • Место разбирательства, установленное в соответствии со статьей 22 Закона об арбитраже.
  • Состав арбитража.
  • Обоснование компетенции арбитража.
  • Наименование сторон спора, а также их представителей с указанием полномочий.
  • Исковые требования и возражения ответчика.
  • Суть спора.
  • Установленные обстоятельства дела, доказательства, основывающие выводы арбитража, и применяемые нормативные акты.
  • Решение арбитража по каждому исковому требованию.
  • Расходы, связанные с разрешением спора, и их распределение между сторонами, а также сроки и порядок исполнения решения.

Арбитражное разбирательство завершается, когда арбитраж выносит определение о его прекращении по следующим основаниям:

  1. Истец отказывается от своего требования, и арбитраж принимает этот отказ, если ответчик не возражает против прекращения разбирательства в связи с его законным интересом в разрешении спора по существу.
  2. Спор, переданный на рассмотрение арбитража, не подпадает под его компетенцию.
  3. Существует окончательное решение суда или арбитража между теми же сторонами, по тому же вопросу и по тем же основаниям.
  4. Стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства.
  5. Юридическое лицо, участвующее в разбирательстве, ликвидировано.
  6. Физическое лицо, участвующее в разбирательстве, умирает, объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

Если стороны урегулируют спор в ходе арбитражного разбирательства, в том числе в порядке медиации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о медиации, арбитраж прекращает разбирательство и по просьбе сторон фиксирует это урегулирование в виде арбитражного решения на согласованных условиях.

Для запроса об отмене арбитражного решения судом, сторона, предъявляющая ходатайство, должна представить доказательства следующих обстоятельств:

  1. Решение содержит решение по вопросам, которые не оговорены в арбитражном соглашении или выходят за его рамки, либо из-за неподведомственности арбитражу. Если решения, касающиеся вопросов, оговоренных в арбитражном соглашении, могут быть разделены от тех, которые не покрываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть решения, которая касается вопросов, не оговоренных в соглашении;
  2. Одна из сторон арбитражного соглашения была признана судом недееспособной или соглашение было признано недействительным по закону, которому стороны подчинились, или, если такое указание отсутствует, по законодательству Республики Казахстан;
  3. Сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или арбитражном разбирательстве или по другим уважительным причинам, не могла представить свои объяснения;
  4. Состав арбитража или процедура разбирательства не соответствовали соглашению сторон, если такое соглашение не противоречит закону, от которого стороны не могут отступать, или если нет такого соглашения, то это не соответствует закону;
  5. Существует окончательное решение суда или арбитражное решение по тому же вопросу и между теми же сторонами;
  6. Арбитражное решение противоречит публичному порядку Республики Казахстан;
  7. Спор, по которому вынесено арбитражное решение, не подлежит разрешению арбитражем по законодательству Республики Казахстан.

При рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения суд не имеет права пересматривать решение арбитража по существу.

Признание и приведение в исполнение арбитражных решений

Арбитражное решение признается обязательным и, после подачи письменного заявления в суд, должно быть выполнено в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан. В случае отсутствия установленного срока в арбитражном решении, оно должно быть немедленно исполнено.

Принудительное исполнение арбитражного решения осуществляется в соответствии с процедурой исполнительного производства, действующей на момент исполнения решения, на основе выданного судом исполнительного листа. Заявление о принудительном исполнении арбитражного решения подается в суд общей юрисдикции по месту рассмотрения спора арбитражем либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица. Если местоположение должника или органа неизвестно, заявление подается по месту нахождения их имущества.

К заявлению о выдаче исполнительного листа должны быть приложены подлинник или нотариально удостоверенная копия арбитражного решения, а также арбитражного соглашения, заключенного в установленном законом порядке. Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано в течение трех лет со дня истечения срока для добровольного исполнения арбитражного решения.

Суд при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения не имеет права пересматривать суть арбитражного решения. По завершении рассмотрения суд выносит определение о выдаче исполнительного листа или об отказе в его выдаче, которое должно быть немедленно исполнено.

Исполнение зарубежных судебных решений в Казахстане осуществляется лишь при наличии международного соглашения о правовой помощи или многостороннего договора между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Казахстан заключил ограниченное количество таких соглашений, в основном с другими членами СНГ, а также с некоторыми другими странами, включая Литву, Объединенные Арабские Эмираты, КНДР, Пакистан, Турцию, Монголию, Китай, и Иран.

Однако для признания и выполнения решений международных арбитражных судов ключевое значение имеют два основных документа: Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958 года, и Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ICSID), принятая в Вашингтоне 18 марта 1965 года.

Согласно статье III Нью-Йоркской Конвенции, каждое государство-участник обязуется признавать арбитражные решения как обязательные и выполнять их в соответствии с процедурными правилами той юрисдикции, где требуется их исполнение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Конвенции ICSID, порядок выполнения арбитражных решений определяется законами о выполнении судебных решений, действующими на территории государства, где требуется такое исполнение.

Исполнение арбитражных решений в МФЦА

Арбитражное решение, независимо от государства или юрисдикции, в котором оно было сделано, признается обязательным в МФЦА и приводится в исполнение на основании письменного заявления в Суд МФЦА. Во избежание сомнений, в случаях, где Республика Казахстан заключила договор о взаимном признании и исполнении решений судебных, арбитражных решений, Суд МФЦА должен соблюдать условия такого договора. Суд МФЦА для признания арбитражного решения принимает решение о признании арбитражного решения.
ru