UPPERCASE LEGAL запускает дайджест с обзором основных изменений законодательства Республики Казахстан.
Приостановление моратория на проверку бизнеса
1 января 2024 года был приостановлен мораторий на проверку бизнеса в Республике Казахстан. Мораторий вводился в действие первого января 2020 года. И утверждал запрет для центральных и местных исполнительных органов на проведение проверок с посещением у субъектов малого предпринимательства, включая субъектов микропредпринимательства, за исключением случаев, предусмотренных 14 основаниями.
К числу таких оснований относятся:
К числу таких оснований относятся:
- проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;
- проверки в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом; 2.1) внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
- проверки и профилактический контроль с осуществлением посещений, осуществляемые по обращению субъектов предпринимательства относительно своей деятельности, включая заявления о получении разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".
- проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года;
- проверки органов прокуратуры по поручению Президента Республики Казахстан и Генерального Прокурора Республики Казахстан;
- таможенные проверки;
- встречные налоговые проверки;
- тематические налоговые проверки по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом;
- профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия;
- проверки недропользователей;
- проверки объектов государственного аудита и финансового контроля;
- проверки соблюденные требованием законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении участников государственных закупок, в действиях которых усматриваются признаки картеля;
- проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением земельного законодательства Республики Казахстан.
Отмена единого совокупного платежа
С начала 2024 года завершился период использования единого совокупного платежа (ЕСП). Основная задача введения ЕСП заключалась в привлечении самозанятых граждан в систему медицинского, социального страхования, а также пенсионного обеспечения на период времени в течение 5 лет (с 2019 по 2023 год).
ЕСП предназначен для самозанятых граждан, уплативших платеж, чей доход за календарный год не превышает 1175 минимальных размеров оплаты труда (МРП), и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Они предоставляют услуги и реализуют продукцию личного подсобного хозяйства другим физическим лицам.
Тем не менее те, кто уплачивает данный платеж с начала нового года, могут выбрать один из следующих режимов налогообложения при соблюдении определенных условий:
При этом предусмотрена возможность заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если нет использования труда наемных работников, а годовой доход не превышает 12 минимальных размеров оплаты труда.
ЕСП предназначен для самозанятых граждан, уплативших платеж, чей доход за календарный год не превышает 1175 минимальных размеров оплаты труда (МРП), и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Они предоставляют услуги и реализуют продукцию личного подсобного хозяйства другим физическим лицам.
Тем не менее те, кто уплачивает данный платеж с начала нового года, могут выбрать один из следующих режимов налогообложения при соблюдении определенных условий:
- Специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации;
- СНР на основе патента;
- СНР с использованием специального мобильного приложения;
- СНР розничного налога.
При этом предусмотрена возможность заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, если нет использования труда наемных работников, а годовой доход не превышает 12 минимальных размеров оплаты труда.
Поэтапное введение обязательные пенсионные взносы работодателя
ОПВР, или обязательные пенсионные взносы работодателя, представляют собой средства, перечисляемые агентами за счет своих собственных средств на условный пенсионный счет в соответствии с установленным законодательством Республики Казахстан (пункт 58 статьи 1 Социального кодекса РК, вступившего в силу с 1 июля 2023 года).
С 1 января 2024 года вступили в силу обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР), которые осуществляются за счет их собственных средств в пользу трудящихся. Начиная с 1,5% в следующем году, ставка ОПВР постепенно увеличится до 5% к 2028 году. Если ОПВР уплачиваются в рамках единого платежа, их доля в ставке единого платежа с заработной платы составит 7,0% с 1 января 2024 года.
Эта мера направлена на поддержку молодого поколения казахстанцев, чьи пенсии будут зависеть от их собственных пенсионных отчислений. Пенсия будет формироваться из трех элементов: базовой пенсии от государства, накопительной - от собственных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд, и условно-накопительной - за счет взносов работодателей.
Введение ОПВР особенно актуально для граждан, у которых нет солидарного стажа (до 1998 года) или стаж в солидарной системе невелик.
Важно отметить, что расходы работодателя на уплату ОПВР, согласно Налоговому кодексу, признаются вычетами из налогооблагаемого дохода. Таким образом, нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне.
С 1 января 2024 года вступили в силу обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР), которые осуществляются за счет их собственных средств в пользу трудящихся. Начиная с 1,5% в следующем году, ставка ОПВР постепенно увеличится до 5% к 2028 году. Если ОПВР уплачиваются в рамках единого платежа, их доля в ставке единого платежа с заработной платы составит 7,0% с 1 января 2024 года.
Эта мера направлена на поддержку молодого поколения казахстанцев, чьи пенсии будут зависеть от их собственных пенсионных отчислений. Пенсия будет формироваться из трех элементов: базовой пенсии от государства, накопительной - от собственных взносов в Единый накопительный пенсионный фонд, и условно-накопительной - за счет взносов работодателей.
Введение ОПВР особенно актуально для граждан, у которых нет солидарного стажа (до 1998 года) или стаж в солидарной системе невелик.
Важно отметить, что расходы работодателя на уплату ОПВР, согласно Налоговому кодексу, признаются вычетами из налогооблагаемого дохода. Таким образом, нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне.
Введение положения о порядке уплаты, возврата и размера государственной пошлины в Конституционном законе Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 153-VII «О Конституционном Суде Республики Казахстан»
С 1 января 2024 года вступила в силу норма Конституционного закона "О Конституционном Суде", которая регулирует порядок уплаты государственной пошлины. Порядок уплаты, возврата и размер государственной пошлины при обращении граждан в Конституционный Суд, а также основания освобождения от ее уплаты которые определяются Налоговым кодексом. Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена соответствующими платежными или кассовыми документами. В случае оплаты через банкоматы, электронные терминалы, каналы удаленной связи и платежный шлюз "электронное правительство", подтверждением служат чеки и квитанции в бумажной или электронной форме.
В случаях, предусмотренных законодательством, уплаченная государственная пошлина может быть возвращена. Гражданам также предоставляется возможность получения отсрочки по уплате госпошлины при подаче иска в суд, в соответствии с Налоговым кодексом.
С 1 января 2024 года в Налоговом кодексе появилась новая статья 51-2, которая регулирует предоставление отсрочки по уплате госпошлины. Отсрочка может быть предоставлена физическим и юридическим лицам, за исключением субъектов крупного предпринимательства, основываясь на их имущественном или финансовом положении. Госпошлину можно уплатить частично или досрочно. Предоставление отсрочки возможно не более чем на 1 год по различным основаниям, таким как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержка выплаты заработной платы, регистрация в качестве безработного, тяжелые болезни, неуплата за поставленные товары или выполненные работы, сезонный характер производства и другие социальные обстоятельства. После вынесения судебного определения об отсрочке, копия определения направляется в налоговые органы.
В случаях, предусмотренных законодательством, уплаченная государственная пошлина может быть возвращена. Гражданам также предоставляется возможность получения отсрочки по уплате госпошлины при подаче иска в суд, в соответствии с Налоговым кодексом.
С 1 января 2024 года в Налоговом кодексе появилась новая статья 51-2, которая регулирует предоставление отсрочки по уплате госпошлины. Отсрочка может быть предоставлена физическим и юридическим лицам, за исключением субъектов крупного предпринимательства, основываясь на их имущественном или финансовом положении. Госпошлину можно уплатить частично или досрочно. Предоставление отсрочки возможно не более чем на 1 год по различным основаниям, таким как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержка выплаты заработной платы, регистрация в качестве безработного, тяжелые болезни, неуплата за поставленные товары или выполненные работы, сезонный характер производства и другие социальные обстоятельства. После вынесения судебного определения об отсрочке, копия определения направляется в налоговые органы.
Расширение категорий дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей
С начала 2024 года введены изменения в подсудность присяжных заседателей, охватывающие несколько составов преступлений.
Среди них:
Согласно пункту 1 статьи 631 Уголовно-процессуального кодекса, суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, исключая некоторые категории, такие как убийства в чрезвычайных ситуациях, преступления против мира и безопасности человечества, террористические и экстремистские преступления, воинские преступления в военное время и боевой обстановке, преступления в составе преступной группы и против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В рамках нововведений также установлено, что уголовные дела по ряду статей, таких как статьи 116, 125, 128, 132, 135, 146, 160, 163, 164, 168, 249, 317, 335, 337, 345, 345-1, 346, 380-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан, также будут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей. В случае обвинения лица в нескольких преступлениях, одно из которых входит в указанный список, его дело также подлежит рассмотрению присяжными.
Среди них:
- принуждение к изъятию тканей и органов человека,
- пытки,
- рейдерство,
- ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинских или фармацевтических работников, что привело к смерти двух и более лиц,
- незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных и растений, повлекшая тяжкие последствия,
- незаконная охота,
- нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств, что привело к смерти двух и более лиц,
- нарушение правил дорожного движения или эксплуатация транспортных средств под воздействием алкоголя или наркотических веществ, что привело к смерти человека.
Согласно пункту 1 статьи 631 Уголовно-процессуального кодекса, суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, исключая некоторые категории, такие как убийства в чрезвычайных ситуациях, преступления против мира и безопасности человечества, террористические и экстремистские преступления, воинские преступления в военное время и боевой обстановке, преступления в составе преступной группы и против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В рамках нововведений также установлено, что уголовные дела по ряду статей, таких как статьи 116, 125, 128, 132, 135, 146, 160, 163, 164, 168, 249, 317, 335, 337, 345, 345-1, 346, 380-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан, также будут рассматриваться судом с участием присяжных заседателей. В случае обвинения лица в нескольких преступлениях, одно из которых входит в указанный список, его дело также подлежит рассмотрению присяжными.
Особенности проведения валютного контроля по репатриации национальной и (или) иностранной валюты по экспорту или импорту органом государственных доходов.
С 1 января 2024 года в Республике Казахстан внесены изменения в закон "О валютном контроле", включающие новую статью 20-1, которая регламентирует особенности валютного контроля по репатриации национальной и (или) иностранной валюты при экспорте или импорте органом государственных доходов.
При осуществлении валютного контроля за выполнением требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты по экспорту или импорту, орган государственных доходов проводит проверку или осуществляет другие формы контроля без необходимости оформления акта о ее назначении. Проверка проводится без посещения проверяемого резидента, путем направления ему письменного запроса о предоставлении информации и (или) документов, связанных с валютной операцией, включая выполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту.
Также введены новые Правила экспортно-импортного валютного контроля, которые охватывают ряд аспектов, таких как порядок получения учетного номера по валютному договору, переход экспортера или импортера между уполномоченными банками, снятие валютного договора с учетной регистрации, мониторинг движения средств и обязательств по валютному договору, контроль выполнения требования репатриации, ведение учета в территориальном подразделении органа государственных доходов и другие.
Учетная регистрация валютного договора по экспорту или импорту требуется, если сумма такого договора превышает 50 000 долларов США. Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору, представляя необходимые документы в уполномоченный банк или территориальный филиал Национального Банка.
Кроме того, статья 251 Кодекса административных правонарушений ужесточила ответственность за невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты, предусматривая штраф в размере 20% от суммы не зачисленной валюты без ограничения максимального размера штрафа в 2000 минимальных размеров оплаты труда.
При осуществлении валютного контроля за выполнением требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты по экспорту или импорту, орган государственных доходов проводит проверку или осуществляет другие формы контроля без необходимости оформления акта о ее назначении. Проверка проводится без посещения проверяемого резидента, путем направления ему письменного запроса о предоставлении информации и (или) документов, связанных с валютной операцией, включая выполнение обязательств по валютному договору по экспорту или импорту.
Также введены новые Правила экспортно-импортного валютного контроля, которые охватывают ряд аспектов, таких как порядок получения учетного номера по валютному договору, переход экспортера или импортера между уполномоченными банками, снятие валютного договора с учетной регистрации, мониторинг движения средств и обязательств по валютному договору, контроль выполнения требования репатриации, ведение учета в территориальном подразделении органа государственных доходов и другие.
Учетная регистрация валютного договора по экспорту или импорту требуется, если сумма такого договора превышает 50 000 долларов США. Экспортер или импортер обращается за получением учетного номера до начала исполнения обязательств по валютному договору, представляя необходимые документы в уполномоченный банк или территориальный филиал Национального Банка.
Кроме того, статья 251 Кодекса административных правонарушений ужесточила ответственность за невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты, предусматривая штраф в размере 20% от суммы не зачисленной валюты без ограничения максимального размера штрафа в 2000 минимальных размеров оплаты труда.
МРП, МЗП и другие расчетные показатели на 2024 год
5 декабря 2023 года в Республике Казахстан принят закон № 43-VIII, утверждающий республиканский бюджет на период с 2024 по 2026 год.
Согласно новому законодательству, с 1 января 2024 года установлены следующие нормативы:
Согласно новому законодательству, с 1 января 2024 года установлены следующие нормативы:
- Минимальный размер заработной платы составляет 85 000 тенге;
- Месячный расчетный показатель установлен в размере 3 692 тенге;
- Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты составляет 28 215 тенге;
- Минимальный размер пенсии установлен на уровне 57 853 тенге;
- Величина прожиточного минимума для расчета базовых социальных выплат определена в размере 43 407 тенге
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции
С 1 января 2024 года начали действовать изменения в Законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". В частности, утверждено, что виды, категории, наименования и понятия алкогольной продукции определяются в соответствии с техническим регламентом.
Производство алкогольной продукции осуществляется с применением этилового спирта и пищевого сырья в соответствии с техническим регламентом. Этиловый спирт подразделяется на этиловый спирт-сырец и ректификованный этиловый спирт. Производство этилового спирта разрешено при использовании не менее двадцати процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства.
Для производства водок, водок особых и водок с защищенным наименованием места происхождения товара требуется использовать не менее сорока процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства, но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал. Исключение составляет квартал, в течение которого получена (возобновлена) лицензия.
Все виды алкогольной продукции должны маркироваться в соответствии с техническим регламентом. Запрещается оборот алкогольной продукции в определенных видах тары и упаковки, не соответствующих техническому регламенту, а также без необходимой маркировки.
Импорт этилового спирта, вина наливом и дистиллята на территорию Республики Казахстан осуществляется при наличии лицензии на производство алкогольной продукции и внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.
Импорт алкогольной продукции (за исключением вина наливом и дистиллятов) на территорию Республики Казахстан также требует наличие лицензии на деятельность по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением случаев, когда деятельность осуществляется на территории производства, а также внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.
Ввозимый в Республику Казахстан этиловый спирт и алкогольная продукция должны соответствовать техническим регламентам. Запрещается производство и переработка этилового спирта, вина наливом и дистиллята, а также производство алкогольной продукции на свободных складах.
Производство алкогольной продукции осуществляется с применением этилового спирта и пищевого сырья в соответствии с техническим регламентом. Этиловый спирт подразделяется на этиловый спирт-сырец и ректификованный этиловый спирт. Производство этилового спирта разрешено при использовании не менее двадцати процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства.
Для производства водок, водок особых и водок с защищенным наименованием места происхождения товара требуется использовать не менее сорока процентов от производственной мощности, указанной в паспорте производства, но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал. Исключение составляет квартал, в течение которого получена (возобновлена) лицензия.
Все виды алкогольной продукции должны маркироваться в соответствии с техническим регламентом. Запрещается оборот алкогольной продукции в определенных видах тары и упаковки, не соответствующих техническому регламенту, а также без необходимой маркировки.
Импорт этилового спирта, вина наливом и дистиллята на территорию Республики Казахстан осуществляется при наличии лицензии на производство алкогольной продукции и внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.
Импорт алкогольной продукции (за исключением вина наливом и дистиллятов) на территорию Республики Казахстан также требует наличие лицензии на деятельность по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением случаев, когда деятельность осуществляется на территории производства, а также внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.
Ввозимый в Республику Казахстан этиловый спирт и алкогольная продукция должны соответствовать техническим регламентам. Запрещается производство и переработка этилового спирта, вина наливом и дистиллята, а также производство алкогольной продукции на свободных складах.
Цифровой майнинг
С 1 января 2024 года вступает в силу система взимания платы за выдачу лицензии на осуществление деятельности в области цифрового майнинга. Размер лицензионного сбора определяется следующим образом:
Внесены новые требования к квалификации цифрового майнера, владеющего центром обработки данных I подвида. Требования заключаются в предоставлении информации о наличии автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, специальной автоматики отключения нагрузки, а также системы телекоммуникаций, совместимой с системами, установленными у системного оператора и энергопередающей организации при подключении к их сетям в соответствии с законодательством Республики Казахстан о электроэнергетике.
Аналогичные требования внесены в раздел "Требования к подключению цифровых майнеров к электрическим сетям". В свою очередь, цифровые майнинговые пулы обязаны предоставлять информацию о распределении цифровых активов между майнерами с использованием специальной формы.
- За выдачу лицензии I подвида, который включает в себя осуществление деятельности по цифровому майнингу с использованием центра обработки данных, принадлежащего цифровому майнеру на праве собственности или других законных основаниях – 2000 МРП.
- За выдачу лицензии II подвида, охватывающего цифровой майнинг с использованием аппаратно-программного комплекса, принадлежащего цифровому майнеру на праве собственности и размещенного в центре обработки данных – 5 МРП.
- За переоформление лицензии взимается 10% от ставки, установленной при первичной выдаче лицензии.
Внесены новые требования к квалификации цифрового майнера, владеющего центром обработки данных I подвида. Требования заключаются в предоставлении информации о наличии автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, специальной автоматики отключения нагрузки, а также системы телекоммуникаций, совместимой с системами, установленными у системного оператора и энергопередающей организации при подключении к их сетям в соответствии с законодательством Республики Казахстан о электроэнергетике.
Аналогичные требования внесены в раздел "Требования к подключению цифровых майнеров к электрическим сетям". В свою очередь, цифровые майнинговые пулы обязаны предоставлять информацию о распределении цифровых активов между майнерами с использованием специальной формы.
Лицензирование
Начиная с 1 января 2024 года, предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в сфере здравоохранения требует наличия лицензии. Лицензии выдаются территориальными департаментами Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан (поставщик услуг) через официальный веб-портал "электронного правительства" по адресам www.egov.kz и www.elicense.kz. Для получения лицензии необходимо предоставить заявление, а также электронные копии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии административных, бытовых и производственных помещений, а также свидетельства о прохождении сертификационного курса по вопросам дезинфекции, дезинсекции и дератизации в области здравоохранения (для дезинфекторов и инструкторов-дезинфекторов).
Процесс получения лицензии является электронным и полностью автоматизированным. Срок выдачи лицензии составляет 15 рабочих дней, а для переоформления лицензии - 3 рабочих дня. Плата за лицензию составляет 10 минимальных размеров оплаты труда (МРП).
Процесс получения лицензии является электронным и полностью автоматизированным. Срок выдачи лицензии составляет 15 рабочих дней, а для переоформления лицензии - 3 рабочих дня. Плата за лицензию составляет 10 минимальных размеров оплаты труда (МРП).
Страхование
В случае отказа страховщика в осуществлении страховых выплат страхователь имеет возможность обратиться к страховому омбудсмену для урегулирования спора. В соответствии с внесенными поправками в статью 839 Гражданского кодекса, страховщик должен принимать решение об отказе в страховой выплате, предоставляя письменное уведомление страхователю с мотивированным обоснованием причин отказа. В этом уведомлении также содержится информация о праве страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) обращения к страховому омбудсмену для разрешения разногласий, учитывая особенности законодательства Республики Казахстан.
Утвержден порядок и сроки обмена информацией по договорам пенсионного аннуитета между страховой организацией, организацией по формированию единой базы данных по страхованию (ЕСБД) и Фондом-отправителем. Обмен информацией при заключении, расторжении, внесении изменений или дополнений в действующие договоры пенсионного аннуитета между Фондом-отправителем и страховой организацией, а также между страховыми организациями, осуществляется через организацию по формированию ЕСБД в соответствии с соглашениями между страховой организацией и организацией по формированию ЕСБД, а также между Фондом-отправителем и организацией по формированию ЕСБД.
Страховая организация, в течение одного рабочего дня с даты заключения или расторжения договора пенсионного аннуитета, направляет организации по формированию ЕСБД электронное уведомление о заключении или расторжении договора с заявителем, получателем и страхователем.
Утвержден порядок и сроки обмена информацией по договорам пенсионного аннуитета между страховой организацией, организацией по формированию единой базы данных по страхованию (ЕСБД) и Фондом-отправителем. Обмен информацией при заключении, расторжении, внесении изменений или дополнений в действующие договоры пенсионного аннуитета между Фондом-отправителем и страховой организацией, а также между страховыми организациями, осуществляется через организацию по формированию ЕСБД в соответствии с соглашениями между страховой организацией и организацией по формированию ЕСБД, а также между Фондом-отправителем и организацией по формированию ЕСБД.
Страховая организация, в течение одного рабочего дня с даты заключения или расторжения договора пенсионного аннуитета, направляет организации по формированию ЕСБД электронное уведомление о заключении или расторжении договора с заявителем, получателем и страхователем.
Транспорт
С 1 января 2024 года стоимость автостраховки начала зависеть от региона регистрации автомобиля в связи с введением Правил расчета поправочных коэффициентов к коэффициентам по территории регистрации транспортного средства для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Новые поправочные коэффициенты, зависящие от убыточности региона, будут внедрены при расчете стоимости автостраховки.
Организация по формированию и ведению базы данных будет ежегодно проводить расчет поправочных коэффициентов на основе информации о фактической убыточности каждой территории регистрации транспортного средства к 1 июля расчетного года. Размеры утвержденных поправочных коэффициентов, опубликованных уполномоченным органом, будут использоваться страховщиками для корректировки коэффициента по территории регистрации транспортного средства при расчете страховой премии.
Также утверждены размеры платы за пропуск через границу Республики Казахстан для автомобилей, грузов и товаров, а также их прохождение по электронной очереди. Стоимость зависит от времени бронирования и может варьироваться в зависимости от категории транспортного средства и выбранного режима прохождения границы.
Организация по формированию и ведению базы данных будет ежегодно проводить расчет поправочных коэффициентов на основе информации о фактической убыточности каждой территории регистрации транспортного средства к 1 июля расчетного года. Размеры утвержденных поправочных коэффициентов, опубликованных уполномоченным органом, будут использоваться страховщиками для корректировки коэффициента по территории регистрации транспортного средства при расчете страховой премии.
Также утверждены размеры платы за пропуск через границу Республики Казахстан для автомобилей, грузов и товаров, а также их прохождение по электронной очереди. Стоимость зависит от времени бронирования и может варьироваться в зависимости от категории транспортного средства и выбранного режима прохождения границы.
Земля
Изменения внесены в Правила продажи земельных участков на электронных торгах. Процесс выставления земельного участка на торги теперь может осуществляться двумя способами:
В случае запроса участка в городе республиканского значения или других административных районах для строительных нужд, необходимо заполнить опросный лист о подключении к инженерным сетям.
Процедура создания торгов (аукциона) на веб-портале стала более детализированной. Победитель определяется автоматически, формируется протокол о результатах торгов (аукциона), который автоматически направляется в ИС ЕГКН с указанием статуса "Торг (аукцион) состоялся".
Также установлен порядок расчетов, согласно которому покупатель осуществляет перечисление платежей до 10 000 МРП организатору через платежный шлюз «электронного правительства». Если сумма платежа превышает 10 000 МРП, победитель прикладывает электронную копию квитанции об оплате.
- Акиматы (продавец) формируют список земельных участков, предназначенных для торгов, и размещают его на публичной кадастровой карте (ПКК).
- Лица, заинтересованные в приобретении земельного участка, могут предложить свободный участок для выставления на торги. Они авторизуются на портале, используют ИС ЕГКН для отображения нужного участка на ПКК и подают предложение через портал.
В случае запроса участка в городе республиканского значения или других административных районах для строительных нужд, необходимо заполнить опросный лист о подключении к инженерным сетям.
Процедура создания торгов (аукциона) на веб-портале стала более детализированной. Победитель определяется автоматически, формируется протокол о результатах торгов (аукциона), который автоматически направляется в ИС ЕГКН с указанием статуса "Торг (аукцион) состоялся".
Также установлен порядок расчетов, согласно которому покупатель осуществляет перечисление платежей до 10 000 МРП организатору через платежный шлюз «электронного правительства». Если сумма платежа превышает 10 000 МРП, победитель прикладывает электронную копию квитанции об оплате.
Нефть, газ, недропользование
С 1 января 2024 года вступили в силу новые Правила оснащения производственных объектов приборами учета сырой нефти, газового конденсата, сырого газа и продуктов его переработки (товарного газа) и обеспечения их функционирования. Установка приборов учета на объектах осуществляется в соответствии с технологической схемой производственных объектов субъектов.
Для исключения дублирования при наличии установленных приборов учета в пунктах приема-сдачи нефтепроводных компаний и газотранспортных организаций установка приборов учета у субъектов не требуется.
Измерения объемов приборов учета проводятся в соответствии с аттестованными методиками измерений, зарегистрированными в Реестре государственной системы обеспечения единства измерений. Данные методики должны соответствовать требованиям стандартов, таких как ГОСТ 8.587, ГОСТ 30319.1, ГОСТ 30319.2, ГОСТ 30319.3 и совместного приказа министра энергетики и министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 11 марта 2019 года № 81 и № 143.
Также внесены изменения в Перечень и сроки оснащения производственных объектов, требующих оснащения приборами учета сырой нефти и газового конденсата. В частности, до 1 января 2025 года на объектах должны быть установлены определенные виды оборудования, включая установки комплексной подготовки сырого газа, факельные установки, установки обратной закачки сырого газа и другие, в зависимости от функционального назначения объекта. Также внесены дополнения в Правила формирования и функционирования информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата, сырого газа и продуктов его переработки. Эта система предназначена для автоматизированного сбора, обработки, хранения и использования данных о количестве сырой нефти и газового конденсата, сырого газа и его продуктов.
Для исключения дублирования при наличии установленных приборов учета в пунктах приема-сдачи нефтепроводных компаний и газотранспортных организаций установка приборов учета у субъектов не требуется.
Измерения объемов приборов учета проводятся в соответствии с аттестованными методиками измерений, зарегистрированными в Реестре государственной системы обеспечения единства измерений. Данные методики должны соответствовать требованиям стандартов, таких как ГОСТ 8.587, ГОСТ 30319.1, ГОСТ 30319.2, ГОСТ 30319.3 и совместного приказа министра энергетики и министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 11 марта 2019 года № 81 и № 143.
Также внесены изменения в Перечень и сроки оснащения производственных объектов, требующих оснащения приборами учета сырой нефти и газового конденсата. В частности, до 1 января 2025 года на объектах должны быть установлены определенные виды оборудования, включая установки комплексной подготовки сырого газа, факельные установки, установки обратной закачки сырого газа и другие, в зависимости от функционального назначения объекта. Также внесены дополнения в Правила формирования и функционирования информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата, сырого газа и продуктов его переработки. Эта система предназначена для автоматизированного сбора, обработки, хранения и использования данных о количестве сырой нефти и газового конденсата, сырого газа и его продуктов.